Справочник избирателя: Что нужно знать украинцу о подкупе и нарушении закона

С приближением дня голосования на президентских выборах из лагерей претендентов на высокий пост все громче звучат взаимные обвинения в организации сетей и схем подкупа избирателей

Справочник избирателя: Что нужно знать у…

Учитывая актуальность этого вопроса, Depo.ua рассказывает избирателям, как действовать, когда их голос пробуют купить. Также напоминаем потенциальным фальсификаторам о том, какая ответственность предусмотрена за их действия. Ведь закон предусматривает двустороннюю ответственность: как для организаторов и исполнителей фальсификаций, так и для тех, кто продает свое право выбора за деньги или гречку.

Что говорит законодательство

Административную ответственность за нарушение избирательных прав устанавливает Кодекс Украины об административных правонарушениях. А уголовную ответственность – статьи 157-160 Уголовного кодекса Украины. Непосредственно за противодействие фальсификациям и купле-продаже голосов "отвечает" статья 160 УК.

Часть 1 этой статьи касается гражданина-избирателя. Она предусматривает штраф от 100 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан, исправительные работы или ограничение свободы на срок до 2 лет за принятие предложения или получение избирателем для себя или третьего лица неправомерной выгоды за следующие действия:

- отказ от участия в голосовании,

- голосование на избирательном участке более одного раза,

- голосование за отдельного кандидата на выборах или отказ от такого голосования,

- передача избирательного бюллетеня другому лицу.

Все это относится к случаям прямого подкупа избирателей и касается, повторим, действий самих граждан. А тот, кто предлагает или предоставляет избирателю неправомерную выгоду за перечисленные действия, карается ограничением или лишением свободы до 3 лет и запретом занимать определенные должности (часть 2 упомянутой статьи УК).

В третьей части статьи 160 речь идет о непрямом подкупе избирателейпредоставление предприятиям, учреждениям, организациям неправомерной выгоды или предоставления безвозмездно товарое (кроме товаров, содержащих изображения наименования, символики, флага политической партии, стоимость которых не превышает 3% прожиточного минимума для трудоспособных), работ, услуг. Санкция здесь – ограничение или лишение свободы от 2 до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет.

Проще эту статью изложил генпрокурор Юрий Луценко. Он отметил, что подкупом избирателей есть все, кроме сувениров с партийной символикой и агитационной литературы. Раздача денег, ценных подарков, продуктовых наборов, очков и т. п избирателям и агитаторам запрещена.

Наиболее суровое наказание предусмотрено частью 4 статьи 160 УК для организаторов фальсификаций, если их действия совершены повторно или по предварительному сговору группой лиц, членом избирательной комиссии, кандидатом или его доверенным лицом, представителем политической партии в избирательной комиссии, уполномоченным лицом партии или местной организации партии, официальным наблюдателем на выборах. Санкция здесь – лишение свободы на срок от 5 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет.

Как государство при желании может наказать за попытку подкупа избирателей, проиллюстрировал министр внутренних дел Арсен Аваков. В своем твиттере он опубликовал пост и видео, где говорится о жительнице Килийского района Одесской области, которую в конце 2018 года за подкуп избирателей приговорили к 5,5 годам лишения свободы. Впрочем, в целом практика применения статьи 160 Уголовного кодекса Украины достаточно ограничена: в 2015 году по ней было осуждено семь человек, в 2016-м – 14.

Более того, правительство разработало и подало в парламент проект закона о введении еще более строгой ответственности за избирательные нарушения. Тех граждан, которые берет предвыборные подачки, предлагают в придачу к штрафам лишать свободы до 2 лет. А политикам, которые дают или предлагают деньги за голос, - от 2 до 5 и даже 7 лет за решеткой, если преступление совершено повторно. Соответствующий законопроект №8270 ожидает рассмотрения депутатами.

Что с нарушениями

И несмотря на строгость законодательства, на выборах ожидается много нарушений. В Нацполиции сообщили, что по состоянию на понедельник, 25 февраля, открыто 90 уголовных производств, связанных с нарушением избирательного законодательства и избирательной кампании. 14 лицам уже сообщено о подозрении. Больше всего (35 производств) открыто по статье 160 УК («Подкуп избирателей»). Нацполиция зарегистрировала 1891 обращение о возможных нарушениях избирательного законодательства, по этим фактам составлено 424 протокола.

Учитывая напряженность ситуации, гражданская сеть "ОПОРА" призвала Центризбирком дать официальное разъяснение понятию «подкуп избирателей». "Если ЦИК сможет сделать это заблаговременно, то и полиции, и общественности, и обществу в целом будет легче понимать, что является подкупом, а что формой предпринимательской или волонтерской деятельности, касательной к избирательному процессу", - отметила глава организации Ольга Айвазовская.

22 февраля Центральная избирательная комиссия такие разъяснения предоставила, разъяснив в своем постановлении №376 нормы части 6 статьи 64 Закона «О выборах Президента Украины», которые касаются запрета на проведение предвыборной агитации, которая сопровождается предоставлением избирателям денег, безвозмездно или на льготных условиях товаров, услуг, работ, ценных бумаг, кредитов, лотерей.

Также абзац второй части 6 статьи 64 Закона "О выборах Президента Украины" запрещает заключение с избирателями за счет средств избирательного фонда кандидата на пост президента Украины платных договоров на проведение предвыборной агитации.

По законодательству, эти действия могут быть расценены как подкуп избирателей, принуждение голосовать за определенного кандидата или не поддерживать другого. Дальше должен работать уже Уголовный кодекс.

Однако предвыборная агитация является одним из этапов избирательного процесса и заключается в осуществлении любой деятельности с целью побуждения избирателей голосовать за или не голосовать за определенного кандидата на пост президента Украины. Участие избирателей в агитации, в том числе на основе безвозмездных договоров на ее проведение, является гарантированным Конституцией Украины правом и не может быть ограничено.

Но привлечение избирателей к непосредственному осуществлению мероприятий предвыборной агитации в соответствии с законодательством о выборах возможно лишь на безвозмездной основе.

Единственное, что можно возместить без нарушения закона, - это расходы агитаторов на телефонные разговоры, проезд, питание, проживание и другие расходы в случае осуществления предвыборной агитации в другом населенном пункте.

Итак, еще раз напомним: ни агитаторам, ни членам избирательных комиссий, работающим на бесплатной основе, ни наблюдателям нельзя платить за их деятельность.

Дополнительные объяснения о том, что считается подкупом избирателей, предоставил генпрокурор Юрий Луценко. По его словам, нарушением закона является также любая агитационная продукция без выходных данных. Если полиция выявляет такие случаи, должен быть на месте выписан административный штраф. Если же агитатор не прекращает незаконную деятельность, то он должен быть задержан и доставлен в райотдел с дальнейшими процессуальными действиями. Должно быть задержано и лицо, подкупающее избирателей, заявил Луценко.

Зато разъяснениями ЦИК не довольны в штабе кандидата в президенты Анатолия Гриценко. Представитель Гриценко в ЦИК Руслан Чернолуцкий написал в "Фейсбуке", что комиссия легализовала подкуп избирателей. "Постановление ЦИК №376 позволило юридическим лицам получать средства из избирательного фонда кандидата и тратить их на оплату работ или услуг агитаторов, якобы компенсируя им телефонные услуги, проезд (включая перевозку багажа), питание, проживание и другие расходы в случае осуществления мероприятий предвыборной агитации, что является прямым подкупом избирателей", - напомнил Чернолуцкий.

Кроме того, постановление позволяет юридическим лицам привлекать избирателей к агитации без заключения с ними гражданско-правовых договоров или трудовых договоров, а юридические лица при этом освобождаются от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

"Таким образом, ЦИК, во-первых, в незаконный способ попыталась вывести в законную плоскость построение схемы скупки голосов, которые масштабно разворачиваются властным кандидатом ("Петина тысяча") по всей стране. А во-вторых, ЦИК разрешила прямо нарушать трудовое и налоговое законодательство Украины, побуждая к уголовному преступлению", - написал Чернолуцкий.

По его словам, Гриценко оспаривает постановление ЦИК №376 в административном суде.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Выборы 2018: Полное обнажение

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme