"Реальный Грищ" и "Antipor": Чем украинцам будут забивать мозги в "Фейсбуке" перед выборами

Соцсети станут одним из главных инструментов по воздействию на мозги креативной части населения перед выборами-2019

В США продолжается расследование российского вмешательства в выборы президента в 2016 году. Оно уже привело к тому, что было раскрыто, как именно через политическую рекламу и ботов в соцсетях россияне влияли на мозги американцев, "продвигали" Трампа, "мочили" Клинтон и расшатывали стабильность страны. Там создавались сообщества по политическим интересами, продвигавшие путем рекламы разного рода политические посты, которые к тому же сеяли межрасовую вражду. Кто не в курсе, читайте статьи о Cambridge Analytica.

Из-за этой истории основатель "Фейсбука" Марк Цукерберг давал показания в Конгрессе, акции компании обвалились и он терял миллиарды. А еще были введены более жесткие ограничения как самой компанией на политическую рекламу, изменены алгоритмы выдачи новостей, так и приняты интернет-законы, включительно с последним в ЕС о защите персональных данных.

В США поняли, что соцсети - это дешевый инструмент делать результат на выборах. Местной элите не очень понравилось, что традиционные методы пиара и достижение результата через ТВ и СМИ, на которые тратились миллионы, и это играло роль своеобразного фильтра против людей с улицы в клубе власти, заменили более дешевыми. Появилась угроза, что побеждать сможет любой желающий. И с этим решили бороться.

Менее чем за год до президентских, а затем и парламентских выборов в Украине в "Фейсбуке", как грибы, растут группы, которые пиарят или очерняют кандидатов. Причем, это не просто клубы по интересам, куда направляется поток разнообразной "чернухи". Таких хватает тоже. Впрочем, профессиональные и хорошо финансируемые проекты можно сразу выделить по качеству контента, цель которого - манипулировать электоратом.

Политические группы

Кроме персональных страниц известных политиков достаточно давно рождались сообщества, только по названию которых можно было понять, для чего они созданы. Например, "АнтиПорошенко" или "Порошенко - выбор-2019", "Мы - за Юлю" или же "против Юли". Как правило, подобные сообщества не сильно раскручивались четыре года назад. На них не делалась особая ставка после Майдана, несмотря на заметную включенность людей в соцсети. В то время ставка была сделана на уже популярных лидеров мнений и страницы самих политиков, которые очень контрастировали с временами прошлой власти, когда были далеко не у всех и плодили в основном шаблонные заявления, откорректированные пресс-службами. Политики же "постмайдана" активно общались через "Фейсбук", "Твиттер", и это был настоящий прорыв.

Контент же во многих тематических группах о политике и политиках был откровенно чернушный, шлаковый и невыписанный. Проще говоря - некачественный. Количество подписчиков также не росло, деньги в раскрутку не вкладывались. Некоторые из сообществ создавались исключительно ради прикола, как "Будка Порошенко". И сейчас висят в поиске "Фейсбука" мертвым грузом.

Впрочем, уже с лета-осени 2018-го можно проследить появление хорошо раскручиваемых групп, которым раздувают количество подписчиков, накручивают лайки, а контент готовится более профессионально.

Приведем несколько примеров подобных сообществ. Начнем с "Реального Грища", на которого подписаны свыше 56 тысяч человек.

Эта группа публикует негативную информацию из прошлого и настоящего Анатолия Гриценко. Используются как публикации в СМИ, так и разного рода фотожабы, записи разговоров с Коломойским в YouTube, даже "мультяшки", где Гриценко изображен в виде жука. Банально достается все грязное белье из биографии Гриценко, которое приправлено четким месседжем, что он выгоден Кремлю. Люди в итоге должны сформировать для себя образ Гриценко-коррупционера, кандидата в президенты от России, а также "пятую колонну", которой является полковник. Активно светиться в "Фейсбуке" эта группа начала летом.

Анатолий Гриценко демонстрирует стабильно высокие рейтинги в соцопросах и, согласно им, вполне может претендовать на выход во второй тур. Хотя рейтинги эти весьма странные. Как говорил в интервью Depo.ua Евгений Магда, Гриценко - кандидат надежды. Вот только вертикали как таковой у него нет. Трудно представить, на что способен президент без команды.

Впрочем, вернемся к группе "Реальный Грищ". Посты набирают сотни лайков, есть комментарии. Но просмотрев аккаунты многих "лайкающих", мы увидели, что большинство из них вообще пустые. Это обычные боты. Соответственно, эта группа раздута искусственно.

У Гриценко, кстати, есть группа-симпатизатор "Гриценко anti-fake", в которой его активно хвалят, опровергая "ложь". Вот только и там лайки преимущественно "ботские", а подписчиков в тысячи раз меньше.

Похожим раздутым сообществом является "Antipor", где публикуются ссылки на различные СМИ, критика президента Порошенко, которая даже разгоняется рекламой. Отдельным постам активно накручиваются лайки. Сама группа имеет 34 тысячи подписчиков.

Вот просто сравните. Пост, который не раскручивался:

Рядом пост, в который явно хорошо вложились (12 тыс. лайков).

Заметна ставка на юмор, который должен вызвать у приверженцев слогана "власть долой!" эмоциональный подъем. И именно такие истории, видео, картинки пытаются рекламировать, чтобы их видели как можно больше людей. Несмотря на изменения в алгоритмах "Фейсбука", такие посты большей частью обходят фильтры, поскольку в целом не являются пиаром кого-то и не имеют прямого отношения именно к политической рекламе.

С противоположной стороны видим пример кооперации пропрезидентских блогеров вместе с советником министра обороны и приближенным к Порошенко Юрием Бирюковым.

Созданное в сентябре сообщество "А_что_там_у_ПАПы" дает возможность обычным авторам дописывать собственные материалы, но контент дает четкий, красиво выписанный известными "порохоботами" месседж о том, какой классный у нас президент Порошенко.

Среди корреспондентов "А_что_там_у_ПАПы" - журналист Дмитрий Вовнянко, блогеры Елена Монова, Юрий Гудименко и много обычных людей. Всего за неделю сообщество получило 10 тысяч подписчиков. В информации о нем написано четко: эта страница для тех, кто уважает президента и ценит его работу. Ну и для тех, кто не уважает тоже. Но все посты будут об успехах главы государства, это же логично.

На фоне всего вышесказанного очень контрастирует Юлия Тимошенко. Группы в стиле "антиЮля" умерли еще в 2014-м.

Зато в основном хорошо функционируют и регулярно обновляются ее фан-клубы, которых гораздо больше, чем у ее ближайших конкурентов по соцопросам. У Рабиновича и Бойко, например, вообще таких нет.

Вот пример одной из публикаций "фан-клуба", в котором более 100 тысяч подписчиков.

В более мелких группах - в основном по 5-7 тысяч человек.

Параллельно с этим будут вкладываться деньги в персональные страницы политиков и рекламу. Впрочем, вот тут уже будет все прозрачно из-за политики "Фейсбука". И будет создаваться исключительно эффект заметности, в основном без разносортной грязи и информационной войны, что можно делать в тематических пабликах.

Как это работает

Мы поговорили с SMMешником Владом Якушевым, с которым работали вместе на международных подрядчиков. Влад также занимается продвижением проектов в Украине. И имеет дело с пиар-компаниями, к которым уже сегодня обращаются политики.

По его словам, ставка на соцсети на выборах-2019 будет делаться значительно больше, чем четыре года назад, особенно на "Фейсбук", потому что у него наибольшая вовлеченность.

"У нас аудитория "Фейсбука" - это где-то 11 млн украинцев. Кроме этого, растет Инстаграм - более 7 млн человек, не говоря уже про Твиттер и другие сервисы, которые меньше, но имеют аудиторию", - приводит цифры Якушев.

Он добавляет, что политики обращаются к пиар-компаниям, которые прописывают стратегию для них. И ее частью является развитие образа в соцсетях.

"Речь как о персональных страницах, так и различных инструментах. Реклама, накрутка просмотров на YouTube, более близкие к народу фан-группы и, наоборот, черный пиар конкурентов - это все там есть, - говорит Якушев. - Это работает очень просто. Отдельный политик обращается к компании по продвижению своего имени. Прописывается стратегия. Как правило, пиар-компании сотрудничают с ИT-конторами. И уже им они ставят задачи в плане работы с соцсетями, YouTube-продвижением и другим".

По словам Якушева, заказы могут быть разными. "Может быть такой, который дает бюджет $200 тысяч долларов на полгода для кампании только в соцсетях. Здесь можно развернуться, закупить достаточное количество ботов, перепостов, банальной рекламы, мест в лайкобункерах (группы, в которых немало подписчиков, - ред.). Где покупаются боты? Полно кампаний как украинских, так и российских с американскими. 500 просмотров на YouTube можно купить за $8 долларов, а лайк в "Фейсбуке" стоит 1 гривну", - говорит Якушев.

Он также рассказывает, что алгоритм "Фейсбука", который требует идентификации заказчика политической рекламы, обходится креативностью авторов.

"Может быть пост развлекательный, но политический контекст уловимый. Ну вот, например, взять какой-то ролик из кинофильма прикольный и вмонтировать в него диалог нужно титрами. Подпись какая-то нейтральная вполне может пойти в рекламу".

Впрочем, такие технологии являются нормальным явлением для внутриукраинских дел. Как рассказывает Якушев, известные блогеры также будут хорошо зарабатывать на выборах, поскольку они являются маленькими СМИ и у них есть сеть реальных подписчиков, друзей, которые их перепостят.

"Выгодно иметь дело с блогерами, которые сами себя сделали, потому что у них реальные люди в подписчиках, перепосты будут среди живых личностей. С ботами не достигается такой результат вовлеченности аудитории. Но и услуги блогеров дороже, плюс они могут работать на всех одновременно", - добавляет Якушев.

На чем будет играть Россия

Учитывая ситуацию в США, где уже сейчас говорят, что Кремль продолжит вмешательство в их промежуточные выборы, можно уверенно говорить, что Россия попытается играть и в Украине. Соцсети уже стали инструментом информационной войны в 2014-м, когда разные боты распространяли ложь об обстрелах на Донбассе, "распятых мальчиков", писали вбросы от имени якобы украинских бойцов и жителей Донбасса.

Впрочем, именно этим Москва оказала услугу украинцам. Благодаря собственному критическому мышлению и стараниям многих волонтеров по развенчанию подобных фейков, украинцы в своем большинстве уже научились вычислять российских ботов, которые пытаются столкнуть и создать конфликт между людьми в соцсетях на политическом, этническом и других уровнях.

Недавно, например, Depo.ua писал о группе, в которой вербуют "русскомировцев" и учат менять власть через соцсети.

По словам Якушева, традиционные методы распространения различных роликов и сообщений - негативных о Порошенко и положительных, например, о Медведчуке - будут работать.

"Впрочем, здесь для достижения результата нужны новые методики сеяния измены. И новые инструменты, в которые поверят. Это могут быть какие-то таинственные приказы, фейковые документы предательские о сотрудничестве условном Порошенко с Путиным, Медведчуком и так далее. Или кого-то другого. Вещи, которые будут вызывать эмоциональный эффект. Чем больше ложь, тем скорее в нее поверят", - говорит Якушев.

К тому же особенностью выборов-2019 станет то, что грязь льется со всех сторон, и очень часто обычный пользователь соцсети может не понимать, это дело рук России или же кого-то из украинских кандидатов в президенты. Единственное, что может помочь выжить в этом грязном политическом борще, - личная гигиена.

"Необходимо уже сейчас сформировать информационное поле, очертить его границы подпиской на интересных людей и сообщества. И сразу банить все, что вызывает сомнение", - говорит Якушев.

Потому что спасти мозги украинцев могут разве что они сами.

Больше новости о событиях в мире читайте на Depo.Выборы 2018: Полное обнажение

Метки: #Украина