Готовность №1: Что надо знать избирателю перед вторым туром

Ключевые моменты предстоящего повторного голосования на выборах Президента Украины

Фото: УНИАН

21 апреля Украина во втором туре выборов будет выбирать Президента. Кандидатур две - действующий глава государства Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский.

Depo.ua предлагает ознакомиться с важными аспектами предстоящего голосования, чтобы выборы в Украине прошли как можно спокойнее.

Чего не надо делать на участке

С целью соблюдения закона и сохранения достоверности волеизъявления граждан во время выборов Президента Украины накладываются определенные запреты в отношении избирателей и других участников избирательного процесса.

Depo.ua уже указывало, что на участке нельзя осуществлять фото - и видеофиксацию заполненных бюллетеней, ровно как и запрещено избирателю демонстрировать свое волеизъявление другим избирателям, наблюдателям и членам комиссии.

Также в день проведения голосования запрещено агитировать за любого из кандидатов. Такой же запрет действует и в канун выборов, который называют «днем тишины».

Запрещено голосовать за другую личность. Даже наличие у вас паспорта и нотариально заверенной доверенности не дает права на получение бюллетеня за другого человека. Единственным допустимым вмешательством является помощь реализовать свое право голоса людям с особыми потребностями – исключительно в их присутствии.

Не разрешается также:

выносить бюллетень за пределы участка или передавать бюллетень кому-либо;

предоставлять или получать избирательный бюллетень лицом, не имеющим права его предоставлять или получать;

предоставлять избирателю заранее заполненный избирательный бюллетень;

голосовать избирателю больше, чем один раз;

повреждать урны для голосования.

Что делать с испорченным бюллетенем

На случай повреждения бюллетеня во время голосования предусмотрена процедура замены бюллетеня. Если избиратель сделает ошибку при заполнении бюллетеня, такой механизм позволяет ему все же осуществить волеизъявление.

Избирательные бюллетени являются документами строгой отчетности. Их форму и содержание для голосования на выборах Президента Украины утверждает ЦИК - не позднее, чем за 22 дня до дня выборов.

Текст избирательного бюллетеня для второго тура утверждается ЦИК не позднее, чем за 10 дней до дня повторного голосования. Центральная избирательная комиссия также предполагает определенные степени защиты избирательного бюллетеня.

Все бюллетени изготавливаются централизованно и передаются в окружные комиссии, которые накануне голосования распределяют их между участками. После получения избирательного бюллетеня избиратель должен заполнить его лично, в кабинке.

Эти меры снижают риск злоупотреблений и фальсификаций и заставляют членов комиссий и избирателей быть внимательными и осторожными во время голосования.

В случае, если избиратель все же допустил ошибку и заполнил бюллетень неправильно, или испортил его, предусмотрена процедура замены документа. В таком случае гражданин должен безотлагательно обратиться с письменным заявлением к члену УИК, выдавшему ему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему другой избирательный бюллетень. Член УИК должен выдать другой избирательный бюллетень только в обмен на испорченный.

Испорченный избирательный бюллетень незамедлительно погашается как неиспользованный, о чем составляется акт. Испорченный и погашенный избирательный бюллетень при подсчете голосов учитывается как неиспользованный и упаковывается вместе с контрольным талоном в пакет с неиспользованными избирательными бюллетенями. Запись о выдаче повторного бюллетеня член комиссии делает в списке избирателей напротив фамилии избирателя.

Стоит заметить, что получить бюллетень взамен испорченного можно только один раз - повторная выдача избирательного бюллетеня вместо неверно заполненного не допускается. Поэтому, если избиратель испортит и "дубликат", новой возможности проявить свою избирательную волю у него уже не будет.

Нарушения и фальсификации

Учитывая актуальность этого вопроса, Depo.ua рассказывает избирателям, как действовать, когда их голос пробуют купить. Также напоминаем потенциальным фальсификаторам о том, какая ответственность предусмотрена за их действия. Ведь закон предусматривает двустороннюю ответственность: как для организаторов и исполнителей фальсификаций, так и для тех, кто продает свое право выбора за деньги или гречку.

Административную ответственность за нарушение избирательных прав устанавливает Кодекс Украины об административных правонарушениях. А уголовную ответственность – статьи 157-160 Уголовного кодекса Украины. Непосредственно за фальсификации и куплю-продажу голосов "отвечает" статья 160 УК.

Часть 1 этой статьи касается гражданина-избирателя. Она предусматривает штраф от 100 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные работы, или ограничение свободы на срок до 2 лет за принятие предложения или получение избирателем для себя или третьего лица неправомерной выгоды за следующие действия:

- отказ от участия в голосовании,

- голосование на избирательном участке более одного раза,

- голосование за отдельного кандидата на выборах или отказ от такого голосования,

- передачу избирательного бюллетеня другому лицу.

Все это относится к случаям прямого подкупа избирателей и касается, повторим, действий самих граждан. А того, кто предлагает или предоставляет избирателю неправомерную выгоду за перечисленные действия, наказывают ограничением или лишением свободы до 3 лет и запретом занимать определенные должности (часть 2 упомянутой статьи УК).

В третьей части статьи 160 речь идет о непрямом подкупе избирателейпредоставление предприятиям, учреждениям, организациям неправомерной выгоды или предоставление безвозмездно товаров (кроме товаров, содержащих изображения наименования, символики, флага политической партии, стоимость которых не превышает 3% прожиточного минимума для трудоспособных), работ, услуг. Санкция здесь – ограничение или лишение свободы от 2 до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет.

Наиболее суровое наказание предусмотрено частью 4 статьи 160 УК – для организаторов фальсификаций, если их действия совершены повторно или по предварительному сговору группой лиц, членом избирательной комиссии, кандидатом или его доверенным лицом, представителем политической партии в избирательной комиссии, уполномоченным лицом партии или местной организации партии, официальным наблюдателем на выборах. Санкция здесь – лишение свободы на срок от 5 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет.

Как и почему голосование на избирательном участке может быть признано недействительным

Голосование на каждом отдельном участке может быть признано недействительным из-за нарушений, которые не позволяют достоверно установить результат волеизъявления избирателей.

Закон «О выборах Президента Украины» устанавливает перечень таких нарушений и их масштаб, которые являются необходимым условием признания голосования на участке недействительным.

Следовательно, основаниями для этого являются:

  • вброс избирательного бюллетеня в избирательный ящик за избирателя другим лицом;
  • голосование лицами, которые не имеют права голоса;
  • голосование лицами, которые не включены в список избирателей на избирательном участке или включены в него безосновательно
  • голосование лицом больше, чем один раз.

Законом предусмотрено, что единичные случаи таких нарушений не является основанием для признания голосования недействительным. Но в случае, если установлено, что более 5% от количества избирателей на этом участке допустили такие нарушения, голосование может признаваться недействительными.

Еще одно нарушение, которое может привести к недействительности – выявление в избирательных ящиках большего количества бюллетеней, чем количество избирателей, которые приняли участие в голосовании на участке. Но таких «левых» бюллетеней для возникновения оснований признавать голосование недействительным должно быть не менее 10% от количества тех, кто принял участие в голосовании.

Также закон позволяет признавать голосование недействительным в случае, если один или больше ящиков для голосования были уничтожены или повреждены и состояние бюллетеней не позволяет установить их содержание. Таких должно набраться 5% от количества избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае, если возникли перечисленные выше обстоятельства, участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, который подписывают все присутствующие члены УИК и скрепляют его печатью. И уже на основании этого акта начинается рассмотрение вопроса о признании голосования недействительным.

Если комиссия придет к выводу, что вследствие нарушений действительно было искажено волеизъявление в предусмотренных законом масштабах, комиссия ставит прочерки в тех графах протокола УИК, где говорится о результатах голосования за тех или иных кандидатов. Этот протокол дополняется также решением о признании голосования недействительным и актом, на основании которого принято это решение.

Стоит отметить, что окружная избирательная комиссия имеет полномочия, на основании тех же нарушений, признавать недействительным голосование на участке – по аналогичной процедуре, как и на уровне участковой избирательной комиссии.

За что можно сесть во время выборов

Лица, виновные в нарушении законодательства о выборах Президента Украины, могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

За нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей предусмотрен штраф в размере от 170 до 510 гривен.

Осуществление предвыборной агитации лицом, участие которого в предвыборной агитации запрещено, также будет наказываться штрафом. Но законодатель дифференцировал размер штрафа в зависимости от личности нарушителя: простому гражданину это нарушение обойдется в сумму от 510 до 850 гривен, а должностному лицу – от 850 до 1360 гривен.

Штрафом в размере от 340 до 1700 гривен будет наказан работник избирательной комиссии в случае непредоставления копии избирательного протокола лицам, имеющим право на их получение.

За неисполнение решений избирательной комиссии гражданин может быть оштрафован на сумму от 255 до 425 гривен.

Предусмотрены штрафы и для работодателей, которые отказываются освободить члена избирательной комиссии от выполнения производственных или служебных обязанностей (от 340 до 850 грн). А за увольнение члена избирательной комиссии с работы или перевод его на низшую должность по основаниям, связанным с выполнением им обязанностей в избирательной комиссии, будет наложен штраф от 1020 до 1700 гривен.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Законодательством предусмотрена ответственность за совершение преступлений против избирательных прав граждан.

Итак, «сесть» можно за такие действия:

  • воспрепятствование осуществлению избирательного права, работе избирательной комиссии
  • или деятельности официального наблюдателя (ст. 157 УК);
  • предоставление неправдивых сведений в орган ведения Государственного реестра избирателей или фальсификация избирательных документов, итогов голосования или сведений ГРИ (ст. 158 УК);
  • незаконное использование избирательного бюллетеня, голосование избирателем более, чем один раз (ст. 158-1 УК);
  • незаконное уничтожение избирательной документации (ст. 158-2 УК);
  • нарушение тайны голосования (ст. 159 УК);
  • подкуп избирателя (ст. 160 УК).

Наказанием может быть ограничение или лишение свободы на разные сроки. Иногда - с лишением права занимать определенные должности на определенные сроки. Конкретную меру наказания виновнику будет избирать суд.

Когда Украина на 100% будет знать имя победителя выборов

Подсчет голосов избирателей, отданных за того или иного кандидата во время повторного голосования на выборах Президента Украины, продлится в течение 10 дней. Именно такое время предоставлено Центральной избирательной комиссии для объявления окончательных результатов.

Как указано в Законе "О выборах Президента Украины", Центральная избирательная комиссия, на своем заседании на основании протоколов окружных избирательных комиссий об итогах повторного голосования, в пределах соответствующих территориальных избирательных округов, не позднее, чем на десятый день со дня повторного голосования, устанавливает и объявляет результаты повторного голосования выборов Президента Украины, о чем составляет протокол.

Центральная избирательная комиссия на своем заседании обнародует результаты выборов Президента Украины, о чем делается отметка в протоколе заседания комиссии, с указанием фамилии, имени, отчества избранного Президента Украины, его года рождения, профессии, должности (занятия), места работы, места жительства, партийности, субъекта выдвижения.

После того, как ЦИК установит результаты, они должны быть официально объявлены. Происходит официальное объявление результатов путем их публикования в газетах "Голос Украины" и "Правительственный курьер" с указанием фамилии, имени, отчества избранного Президента Украины, его года рождения, профессии, должности (занятия), места работы, места жительства, партийности, субъекта выдвижения.

Закон устанавливает, что официальное объявление результатов выборов Президента Украины является основанием для увольнения с работы, не совместимой с занятием поста Президента Украины.

Всю полноту власти Президент Украины получает в момент принесения присяги Украинскому народу на торжественном заседании Верховной Рады Украины, не позднее, чем через тридцать дней после официального объявления результатов выборов.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Выборы 2018: Полное обнажение